JV color JV color JV color
Стамбульский Мармарай

На глубине поч­ти 60 метров под водой сварщик работает в тун­неле, по которо­му в один пре­красный день поедет «Мармарай-экспресс». Новая железно­дорожная линия должна предот­вратить транс­портный коллапс в Стамбуле.

Казалось бы, профессор Исмаил Карамут должен быть всем дово­лен. Директор стамбульского ар­хеологического музея отвечает за один из интереснейших памятников древнос­ти во всей Европе. Коллеги со всего ми­ра обращаются к худощавому ученому за советом, ибо открытия его подчинен­ных проливают новый свет на историю Стамбула, носившего когда-то название Константинополь, а еще раньше - Византий. Исмаил Карамут занимается находкой столетия, но почему-то не похож на счастливого человека.

Виноват в этом Халук Озмен. В департаменте по строительству железных дорог, портов и аэропортов министерства транспорта Турции инженер Озмен отвечает за самую крупную стройку в истории Стамбула - проект «Мармарай».

«Мармарай» - это слово, искусст­венно образованное из двух других. Marmara в переводе с турецкого значит «Мраморное море», которое отделяет Европу от Азии, a ray - «железнодорожная колея». Этим неологизмом и назвали же­лезнодорожную линию, которая соеди­нит в Стамбуле два континента. Дорога пройдет по туннелю длиной 1400 мет­ров, самому глубокому в мире подводному туннелю, который строят на дне Босфора, на глубине до 60 метров. В крайне сейсмоопасной зоне.

Расчетная стоимость проекта: три миллиарда евро. Для Стамбула это не просто стройка века, это настоящий вы­зов. Но, несмотря на это, Халук Озмен тоже недоволен.

Профессор Карамут и инженер Оз­мен хорошо знакомы. Ведь вот уже мно­го месяцев они вместе бьются над одной и той же проблемой - районом площадью 15 000 квадратных метров около Еникапы, на европейской части Стамбула, в нескольких сотнях метров от бе­рега Мраморного моря.

Здесь по плану должна быть пос­троена центральная станция проекта «Мармарай». И именно здесь археоло­ги обнаружили древнюю стену констан­тинопольского порта, возраст которого оценивается в 1600 лет. Это один из важнейших элементов истории города, считавшийся утерянным.

Решение научных задач профессора Карамута потребовало долгих лет рабо­ты. Для решения практических задач ин­женера Озмена нужны большие деньги - стоимость гигантского проекта растет не по дням, а по часам. До сих пор архе­ологи копаются там, где вообще-то уже давным-давно должны были стоять же­лезнодорожные платформы. По расче­там 2009 года, каждый день задержки строительства повышал стоимость всего проекта на один миллион долларов.

«Мармарай», - говорит профессор Карамут, - это счастье для археологов».

«Мармарай», - говорит Халук Оз­мен, - будет готов только в 2013 году вместо планировавшегося начала 2010-го. Может быть».

Когда прошлое сталкивается с бу­дущим, нередко возникает дилемма. И здесь, на пустыре в Еникапы, они стол­кнулись лоб в лоб.

Турецким властям было нелегко найти выход из сложившейся ситуации. С одной стороны, страна хочет доказать европейским соседям, что здесь заботливо относятся к общему культурному наследию, Поэтому строительный концерн министерства транспорта пообещал построить музей для новых находок. С другой стороны, в Стамбуле нет сегодня проекта важнее, чем этот туннель под Босфором. Поэтому летом 2009 года правительство распорядилось возобновить строительные работы.

Потому что город на берегах зали­ва Золотой Рог задыхается из-за своего безудержного роста. В 1960 году здесь жило меньше двух миллионов человек; в 2030 году численнось населения достигнет 25 миллионов. Уже сейчас каждый день на улицы Стамбула вы­езжают два с половиной миллиона ма­шин. Каждый рабочий день примерно 300 000 автомобилей ползут над Босфором из Европы в Азию и обрат­но - через два единственных моста над проливом.

Протяженность линий городской же­лезной дороги невелика - всего 47 километров. Для автобусов и трамваев улицы в центральной части города слишком стары и слишком извилисты. Но главное препятствие для общественного транспорта - сам Босфор, разделяющий город на две части. Чтобы преодолеть его, нужны мосты. Или, наоборот, туннели.

Это и есть самая амбициозная часть проекта «Мармарай». Стройка на самом Босфоре идет полным ходом, и археологи ее не тормозят.

Для любителей горных лыж и не только: портал ski-holidays.ru ждет вас на своем ресурсе! Активный зимний отдых в Европе, который запомнится надолго.