JV color JV color JV color
Портрет пожилой женщины в белом чепце

Фотографии «Портрета пожилой женщины в белом чепце» вызвали у Ван дер Ветеринга кое-какие подозрения. Он попросил прислать ему картину с курьером через Атлантику, исследовал лицо, волосы, чепец, то, как падает свет - и все это показалось ему «микроско­пически точным Рембрандтом».

Искусствовед решил провести основательное обследование кар­тины, как какой-нибудь судебно-медицинский эксперт в сложном уголовном деле. А вернее сказать, как целая судмедэкспертиза.

Сначала реставратор Мартин Бейль занялся рентгеновским анализом портрета. И обнаружил, что под мехом, нарисованным позднее, и другими слоями черной краски скрыто платье служанки с пожелтевшим воротником, которое стилистически согласуется с чепцом. Потом за дело принялась ам­стердамский химик Карин Хрун. Взяв мельчайшие пробы с картины, она установила, что холст был подготовлен в типичной для эпохи Рембрандта манере: белая грунтовка, сверху тоновый слой. Кроме того, Хрун открыла старый слой олифы между меховым во­ротником и воротником служанки. Это тоже доказывало, что мех был изображен позднее.

Наконец доску, на которую был натянут холст, исследовал биолог из Гамбурга Петер Кляйн. Оказалось, что она из той же древесины, что и созданные Рембрандтом в 1633 году «Портрет бургграфа Виллема», висящий в Государственных художественных собраниях в Дрездене, и «Автопортрет в шляпе» из Лувра.

Так было установлено, когда был написан портрет старой женщины в платье служанки. Но пока нельзя было исключить, что картина принадлежит кисти одного из учеников Рембрандта. В мастерской амстердамского мэтра трудилось много ассистентов. Руку Рембрандта на исходном полотне мог узнать только историк искусства. И Эрнст ван дер Ветеринг подтвердил: картина написана Рембрандтом.

По его мнению, это не закон­ченный портрет, а эскиз маслом, возможно, для крупного исто­рического полотна. «Рембрандт постоянно экспериментировал с освещением, - объяснял специалист. - Здесь его, вероятно, больше всего интересовало, каким образом падающий сзади свет изменит черты лица».

А вот художественный рынок интересовало лишь одно - вердикт о том, что это настоящий Рембрандт. И в 2006 году скомпро­метированную в свое время картину продали на торгах Sotheby's за 4,27 млн долларов.