JV color JV color JV color
Турецкая стройка века

Приближается середина дня, солн­це раскаляет плоскую крышу капитанского мостика. Квакают рации. Капитан целиком и полностью передал командование японцам. Старший офицер один хлопочет у рычагов. Стоящий возле него Кояма зачарованно смотрит на монитор подводной камеры слежения, где как раз возникает темный силуэт - туннель.

Шесть с половиной часов прошло с тех пор, как сирены объявили о на­чале погружения, и только сейчас тру­ба Ez касается дна Босфора. Монито­ры показывают: глубина 59,61 метра, а звуковой гидролокатор сообщает, что до уже уложенного фрагмента осталось 27 сантиметров.

Предпоследняя секция туннеля почти на месте. Через несколько месяцев по нему могли бы пойти первые поезда, могла бы начаться новая жизнь, без пробок и смога от машин. Если бы не прошлое.

От стройки на Босфоре до участка за старым вокзалом в Еникапы по прямой - всего три с половиной километра. Здесь строится самый большой вокзал Турции. В Еникапы должны сойтись стамбульское метро и экспресс «Мармарай», это будет одна из трех подземных станций на глубине 17 метров.

На двух других, в Сиркеджи на Зо­лотом Роге и в Ускюдаре на противоположном берегу Босфора, уже залит фундамент и проложены рельсы. В Еникапы все по-другому. Вот уже несколько месяцев здесь по заданию профессора Карамута работают около 50 археологов, им помогают 350 рабочих, а также самые разные специалисты: от архитекторов до патологоанатомов.

Шаг за шагом они проливают свет на будни четвертого века. Остатки стены на территории будущего вокзала оказались причалом того самого давно разыскиваемого порта, который построил когда-то Феодосий Великий, правивший Восточной Римской империей с 379 по 395 год нашей эры. Грузовые суда и галеры отправля­лись отсюда в Средиземное море; веками этот порт служил гарантией величия и экономической мощи Византии. Но со временем гавань обмелела, в Средневековье порт был заброшен, а потом и совсем забыт. До 2004 года.

«Мы обнаружили здесь более 10 тысяч предметов», - рассказывает профессор Карамут. Глиняные и фарфоровые изделия, стеклянные со­суды, расписные амфоры и статуэтки, гребни для волос, даже кожаные сандалии с сохранившимися ремнями. А именно там, где по плану должна располагаться новая пересадочная станция метро, исследователи нашли реликвии еще более древних времен. Остатки каменных домов и три человеческих скелета из эпохи неолита, возраст которых оценивается от шести с половиной до восьми тысяч лет.

Это первое доказательство того, что уже в те времена люди жили на территории нынешнего Стамбула. Больше того, весной 2009 года стамбульские археологи обнаружили здесь даже кладбище с урнами и предметами погребального инвентаря, датируемые, скорее всего, как раз новым каменным веком. Если датировка урн подтвердится, это станет сенсацией. Ведь по сей день не было никаких доказательств существования кремации в эпоху неолита.