JV color JV color JV color
Вальс на бульдозере. ПП мешки

14 сентября. Северобайкальский порт. Ночь, маленькое кафе. Байкал в кромешной темноте. В порту горят всего два фонаря, он давно не работает. Чахлая долька луны висит над сопками, и света хватает ей, только-только чтобы самой не потеряться во мгле. В этой романтической обстановке бульдо­зерист Альберт Иванович Чаплыгин только что прочитал мне свои стихи и отрывки из мемуаров про БАМ.

Надо сказать, не самую плохую литературу творит бульдозерист. К этому моменту я уже подозревал, что Северобайкальск - культурная столица БАМа. А сам Альберт Иванович запросто мог бы стать ис­кателем советских приключений, нашим Индианой Джонсом. Родился на Камчатке, работал по всей стране, от Мурманска до Тюмени, а строить БАМ его напутствовал лично первый секретарь Свердловского обкома партии Борис Николаевич Ельцин. Благословил по-советски. В январе 1974 года, за четыре месяца до съезда комсомола, на котором строительству Байкало-Амурской магистрали дали официальное «добро», Чаплыгин уже прокладывал здесь первый зимник - 64 км за 18 дней, от Якурима до Таюры, которую ком­сомольцы быстро пере­именовали в Звездный и начали тянуть отсюда дорогу - западный участок БАМа. Отрывок мемуаров Альберта Ивановича повествовал о переправе 200-тонных машин по льду реки Лены. Захватывающее чтение.

Примерно в таком же ключе прошла вся чаплыгинская жизнь на магистрали. 700 км проложенных дорог. В своем бульдозере он срывался с круч, горел, тонул в болоте, замерзал, кувыркался в ледяной воде, попадал в завалы, его сдавливало гусеницей и он выбирался, сдирая кожу на спине и затылке. Он десяток раз находился на волосок от гибели, видел смерти друзей, по навету сидел в тюрьме и встречал все «первые» бамовские поезда.

И вот поэт, философ и бульдозерист Чаплыгин говорит:
- Для чего нам были даны эти по­следние пятнадцать лет неразберихи и раздрая? Я вам скажу - для про­чищения мозгов! И души, конечно. Чтобы стряхнуть с себя шелуху в виде идеологии. БАМ свое возьмет. Запад сомневается в этом?
- Какой Запад? - не понял я.
- Вы, Россия за Уралом, - попра­вился Чаплыгин, но ответа ждать не стал. - Эта дорога - лучшее, что совет­ская власть сделала для будущих поколений. Вот Иванушка-дурачок чем хорош? Он угадал в какую сторону стрелу запускать. БАМ - именно такая стрела.
- А теперь ждать Царевны-лягуш­ки? Она и спасет? - спрашиваю я.
- Ждать нам известно чего, - се­рьезно отвечает Чаплыгин. - Когда загоним себя окончательно, тогда хочешь не хочешь обернемся к БАМу. И целая страна здесь вырастет.

Мы сели в чаплыгинские «жигули» и поехали из порта назад в город. Ветер со стороны Байкала приносил холодный дождь. Кусты красной рябины тускло блестели под светом уличных фонарей. Чаплыгин остано­вился у вокзала и произнес:
- А я на бульдозере вальс танцевал.
- Вальс?
- У новых чебоксарских машин гу­сеницы одновременно могли в разные стороны крутиться. Ну я под музыку, на этой махине и выписывал круги...

И заслуженный бамовец улыбается. В этот момент он похож на шоло­ховского Нахаленка.

Крупнейший производитель ООО «Политар» реализует ПП мешки (под химическую продукцию, пищевые, нестандартные), а также полипропиленовые полотна.