JV color JV color JV color
Турецкие находки

Пока инженеры размышляют о ка­тастрофах будущего, археологи на месте будущего вокзала в Еникапы радуются последствиям катастроф прошлого. Из ила древней гавани рабочие извлекают одинаково хорошо сохранившиеся останки зз самых разных судов: от шестиметровой плоскодонки до 30-метровой галеры, среди них есть даже четыре византийских боевых корабля.

«Некоторые корабли лежат в одном и том же слое, а значит, они затонули в одну и ту же эпоху, - говорит Уфук Коджабаш, руководитель группы археологов. - Как они тут оказались, мы еще пытаемся выяснить. Возможно, дело в цунами, возникшем из-за землетрясения и потопившем ко­рабли и залившем порт».

Благодаря этим остовам территория стала самым крупным из обнаруженных до сих пор кладбищ кораблей. Захороненные здесь суда датируются временем от поздней античности до раннего Средневековья. И неудивительно,что оно стало местом паломничества для исследователей прошлого.

Целыми толпами они ехали сюда из США и Австралии, Латвии и Испании. Осторожно бродили по настилам, проложенным над мокрой, серой землей, испуганно смотрели на лес деревянных стоек более чем тысячелетней давности - опор, когда-то поддерживавших пирс. Тем временем рабочие в оранжевых жилетах снимали грунт слой за слоем. Каждый найденный черепок заботливо упаковывали в синие пластмассовые коробки. Через несколько метров земля стала светлее, показался волнистый песок, в котором виднелись обломки кера­мики и амфор с росписью. Морское дно без моря.

Две длинные белые палатки скры­вали две последние находки: остовы галер, каждая из которых была когда-то по 30 метров в длину, но годы оставили только по 20 метров.

Уфук Коджабаш при поддержке двух десятков студентов составлял документы на находки, наблюдал за демонтажом кораблей, руководил работами по их консервации. Так он со своей командой разобрал останки грузового корабля, бороздившего моря где-то около 900 года н. э. «Он был нагружен амфорами с вином, - говорит Коджабаш. - Мы даже нашли стакан, из которого пил капитан. И сосуд с вишневыми косточками. Это тоже большая удача. Благодаря ему мы знаем, что корабль, скорее всего, зато­нул в мае или июне. Потому что раньше вишен еще нет».

Один лишь фотограф из команды археологов сделал около 60 000 фотографий одного только этого корабля перед тем, как остов был аккуратно демонтирован. Сейчас на основании этих снимков компьютер составляет трехмерные модели. Отдельные деревянные части хранятся с тех пор в одном большом ре­зервуаре с водой. Впоследствии они будут помещены в специальный раствор, а затем высушены методом сублимации. Они станут легче, с ними будет проще работать, если когда-нибудь остов понадобится снова собрать для какой-нибудь экспозиции.

«Мы торопились как могли, - говорит Коджабаш. - И все равно на восстановление и консервацию каждых десяти метров судна требуется не меньше трех месяцев». Другими словами: до полугода на останки одного корабля. Разумеется, команда работала одновременно над несколькими судами. Но именно такие люди, как Коджабаш, и есть главный кошмар строителей туннеля.